Русский язык – язык русского народа – один из самых развитых
языков мира. Он отличается богатством и разнообразием словаря, словообразовательных
и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями
изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием.
Задачи преподавания русского языка:
- познавательные: формирование
у обучающихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами
знаний о родном языке, развития языкового и эстетического идеала;
- практические:
формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков( в
пределах программных требований); овладение нормами русского литературного
языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся;
обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной
форме.
Основные направления
работы по русскому языку в 8 классе.
Одно из основных направлений
преподавания русского языка – организация работы по овладению обучающимися прочными и осознанными знаниями.
Особое
внимание требуется вопросам теории, которые служат базой для формирования
орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков: деление слова по
составу, различение частей речи, определение грамматической основы предложения,
умение устанавливать связи слов в предложении и т.д.
Усвоение
теоретических сведений осуществляется в практической деятельности обучающихся
при анализе, сопоставлении и группировки фактов языка, при проведении
фонетического, морфологического, синтаксического орфографического,
пунктуационного и других видов разбора, которые следует использовать прежде
всего для объяснения условий выбора орфограммы и знаков препинания, а также для
выработки навыков самоконтроля.
Важнейшее
направление в работе – формирование
навыков грамотного письма.
Изучая орфографические и пунктуационные правила, важно
добиваться, чтобы школьники понимали и запоминали их, могли иллюстрировать
своими примерами, овладевали способами применения правил на практике.
Большое
значение в формировании прочных орфографических умений и навыков имеет
систематическая работа над словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми
написаниями.
Важно
обеспечить закрепление орфографических и пунктуационных навыков при изучении
всех без исключения разделов и тем школьного курса русского языка, тем самым
создавая непрерывность в совершенствовании навыков правописания. В связи с этим
особую важность приобретает контроль учителя за классными и домашними
работами обучающихся. Нужно так
организовать проверку тетрадей, чтобы каждый чувствовал ежедневную
ответственность за свои записи в них.
Тщательный
анализ ошибок, допускаемых при написании обучающих и особенно контрольных
работ, используется для определения направления дальнейшей работы по
формированию умений и навыков школьников.
Развитие
речи обучающихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех
видов речевой деятельности (говорения, аудирования, чтения и письма) и
осуществляется в трёх направлениях, составляющих единое целое.
Первое направление в развитии речи –
овладение нормами русского литературного языка: литературного произношения,
образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребления
слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью.
Второе направление – обогащение
словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся. Одно из важнейших требований к словарной
работе – развитие у школьников умения видеть незнакомые слова, воспитывать
привычку обращаться за их разъяснением к учителю и пользоваться
словарями-справочниками.
Третье направление – формирование умений
и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Оно включает
формирование и совершенствование умений анализировать тему, уточнять её
границы, определять основную мысль, составлять план и в соответствии с ним
систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства.
Обязательная
составная часть в работе по развитию речи – предупреждение и устранение различных языковых ошибок.
Большое
значение в формировании у школьников самостоятельности в учебном труде имеет приобщение их к работе со справочной литературой,
постепенно переходя от справочного аппарата учебника к специально созданным для
школы словарям и справочникам. Следует совершенствовать учебный процесс,
используя наряду с уроками такие формы занятий, как семинары, собеседования,
практикумы, консультации, которые требуют более активного самостоятельного
изучения материала.
В неделю 3
часа. В год 102 часа. Полный текст программы>>>
|