Автор программы – Кузерова
Екатерина Васильевна, учитель начальных классов.
Программа по информатике и
информационным технологиям составлена на основе федерального компонента
государственного стандарта начального общего образования, Программы курса
информатики для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы (Авторы: Н.В.
Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, 2009г.).
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного
стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и
последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом
межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса конкретного
образовательного учреждения, возрастных особенностей младших школьников,
определяет минимальный набор практических работ, необходимых для формирования
информационно-коммуникационной компетентности учащихся.
Структура документа
Программа
включает в себя следующие структурные элементы: пояснительную записку; содержание рабочей программы;
учебно-тематический план; требования к уровню подготовки выпускников;
литературу и средства обучения.
Программа рассчитана на
105 часов (по 1 часу во 2, 3, 4
классах), в том
числе количество часов для проведения контрольных работ и тестирования -14 (4 -
во 2 классе); (4- в 3 классе); (6 - в 4
классе).
Цели обучения информатике в начальной
школе:
1.
Формирование общих представлений школьников об
информационной картине мира, об информации и информационных процессах как
элементах реальной действительности.
2.
Знакомство с основными теоретическими понятиями
информатики.
3.
приобретение опыта создания и преобразования простых
информационных объектов: текстов, рисунков, схем различного вида, в том числе с
помощью компьютера.
4.
Формирование умения строить простейшие
информационные модели и использовать их при решении учебных и практических
задач, в том числе при изучении других школьных предметов.
5.
Формирование системно-информационной картины мира
(мировоззрения) в процессе создания текстов, рисунков, схем.
6.
Формирование и развитие умений использовать
электронные пособия, конструкторы, тренажёры, презентации в учебном процессе.
7.
Формирование и развитие умений использовать
компьютер при тестировании, организации развивающих игр и эстафет, поиске
информации в электронных справочниках и энциклопедиях и т.д.
В ходе обучения
информатике по данной программе решаются следующие задачи:
- развиваются
общеучебные, коммуникативные умения и элементы информационной культуры, т.е.
умения работать с информацией (осуществлять её сбор, хранение, обработку и
передачу, т.е. правильно воспринимать информацию от учителя, из учебников,
обмениваться информацией в общении между собой и пр.);
- формируется
умение описывать объекты реальной действительности, т.е. представлять
информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
- формируются
начальные навыки использования компьютерной техники и современных
информационных технологий для решения учебных и практических задач.
Всё это
необходимо учащимся для продолжения образования и для освоения базового курса
информатики в средней и старшей школе.
Содержание курса
строится на основе трёх основных идей:
1.
Элементарного изложения содержания школьной
информатики на уровне формирования предварительных понятий и представлений о
компьютере.
2.
Разделение в
представлении школьника реальной и виртуальной действительности, если под
виртуальной действительностью понимать, например, понятия, мышление и
компьютерные модели.
3.
Формирование и развитие умения целенаправленно и
осознанно представлять (кодировать) информацию в виде текста, рисунка, таблицы,
схемы, двоичного кода и т.д., т.е. описывать объекты реальной и виртуальной
действительности в различных видах и формах на различных носителях информации.
Общая характеристика учебного предмета
Данный курс информатики в начальной школе рассчитан на обучение с
применением компьютера.
Компьютер, как правило, используется учителем в качестве электронной
доски во время обсуждения нового материала. Кроме того, он применяется при
организации обучающих игр, эстафет с использованием компьютера, а также для
организации индивидуального обучения и для поощрения. Школьники получают
первичные навыки работы на компьютере во время компьютерного практикума.
Курс обладает большим развивающим потенциалом, так как в ходе его
изучения происходит обобщение знаний, полученных на других уроках, в частности
на уроках математики, русского языка, природоведения. Происходит развитие
целостной системы знаний за счёт
введения новых обобщающих понятий: объект, модель, истина, понятие,
термин и многих других.
Знания, умения и навыки по информатике оцениваются разными способами.
Так, требования «понимать» и «знать» оцениваются обычно в ходе устного опроса и
с помощью тестирования. Требования «уметь» - посредством выполнения упражнений
на представление информации, кодирование и декодирование, поиск информации и
данных. В процессе компьютерного практикума вырабатываются навыки владения
компьютером, умение выполнять простейшие операции с файлами и данными.
3 класс (первый обучения)
1. Повторение пройденного во втором классе
Человек
и информация. Источники и приемники информации. Искусственные и естественные
источники информации. Носители информации. Что мы знаем о компьютере.
Контрольная
работа (тестирование)
Учащиеся
должны знать:
- что бывают искусственные и естественные
источники информации;
- основные источники
информации;
- правила работы с компьютером и технику
безопасности;
уметь:
- представлять в тетради и на экране компьютера
одну и ту же информацию об объекте различными способами;
- использовать компьютер для решения учебных и
простейших практических задач, для этого: запускать тренажёры и тесты;
2. Действия с информацией
Немного истории о
действиях с информацией. Сбор информации. Представление информации. Кодирование
информации. Декодирование информации. Хранение информации. Обработка
информации.
Контрольная работа
(тестирование) по теме «Действия с информацией»
Учащиеся
должны понимать:
- что информацию можно представлять на носителе
информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);
- что информацию можно хранить, обрабатывать
и передавать на большие расстояния в
закодированном виде;
знать:
- что данные – это закодированная информация;
уметь:
- кодировать информацию различными способами и
декодировать её, пользуясь кодовой таблицей соответствия;
- получать необходимую информацию об объекте
деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и
электронных носителях);
- использовать
компьютер для решения учебных и простейших практических задач.
3. Объект и его характеристика
Объект. Имя
объекта. Свойства объекта. Общие и отличительные свойства. Существенные
свойства и принятие решения. Элементный состав объекта. Действия объекта.
Отношения между объектами.
Контрольная работа
(тестирование) по теме «Объект и его характеристика»
Учащиеся
должны знать:
- что тексты и изображения - это информационные объекты;
- как описывать объекты реальной действительности,
т.е. как представлять информацию о них различными способами;
уметь:
- представлять в тетради и на экране компьютера
одну и ту же информацию об объекте различными способами;
- работать с текстами и изображениями
(информационными объектами) на экране компьютера;
4. Информационный объект и
компьютер
Информационный
объект и смысл. Документ как информационный объект. Электронный документ и
файл. Текст и текстовой редактор. Изображение и графический редактор. Схема и
карта. Число и электронные таблицы.
Контрольная работа (тестирование) по теме
«Информационный объект и компьютер»
Учащиеся
должны знать:
- что документ
- это информационный объект;
- как описывать объекты реальной действительности,
т.е. как представлять информацию о них различными способами (в виде чисел,
текста, рисунка, таблицы);
уметь:
- представлять в тетради и на экране компьютера
одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста,
рисунка, таблицы, числами;
- работать с текстами и изображениями
(информационными объектами) на экране компьютера;
- использовать компьютер для решения учебных и
простейших практических задач, для этого: иметь начальные навыки использования
компьютерной техники, уметь осуществлять простейшие операции с файлами
(создание, сохранение, поиск, запуск); запускать простейшие широко используемые
прикладные программы: текстовый и графический редактор; электронные таблицы.
Учебно-тематический план (3 класс) 34 часа
|