В марте на общественное обсуждение будет вынесен проект федерального
государственного стандарта дошкольного образования. По итогам
обсуждения ключевые положения документа будут апробированы в пилотных
образовательных организациях. О концепции стандарта в интервью РИА
Новости рассказывал руководитель рабочей группы по его созданию,
директор Федерального института развития образования (ФИРО) Александр
Асмолов.
— Александр Григорьевич, почему возникла необходимость в создании стандарта?
— В последние годы произошла незаметная революция: изменился
социальный статус дошкольного детства. Оно по всем новым логикам
становится важнейшим этапом государственного образования, не менее
значимым, чем школьный этап. Государство становится на позицию
политического детоцентризма. А это означает, что любое решение чиновника
любого уровня должно проходить своеобразную проверку: поддерживает ли
оно развитие детства в России.
Сегодня предпринимаются попытки от деклараций, от сладких слов
о важности детства, от звучавшей много лет формулы «дети — наше будущее»
перейти к тому, чтобы детство стало самостоятельным этапом развития,
за который несет ответственность государство.
— Вы говорите о детстве в целом, а не только о дошкольном образовании. Почему?
— Развитие дошкольных учреждений и ликвидация очередей в детские
сады — безусловно, важные меры. Но когда говорят, что каждый ребенок
должен вступить в мир образования уже в детстве, часто забывается, что
детство не сводится к системе дошкольных учреждений, где ребенок может
получить ту или иную поддержку. Детство обеспечивается — и это главное —
поддержкой семьи как ключевого института развития и социализации
ребенка.
Нам как никогда нужно создать такую доктрину развития дошкольного
детства, в которой бы вместе, «в одной упряжке», были государство,
семья, работники системы образования, те, кто создает продукцию
для поддержки детства — книги, игры, журналы; люди, которые выступают
как защитники детства. Есть шанс, что благодаря новому стандарту
Конвенция прав ребенка не на словах, а на деле станет охранной грамотой,
поддерживающей развитие детства.
— Не раз было
сказано, что ЕГЭ в детских садах не будет, но не приведет ли принятие
стандарта к другим формам «стандартизации детства»?
— Как сказала вице-премьер Ольга Голодец, мы должны понимать, что
стандарт дошкольного образования — это совершенно особый документ,
связанный с поддержкой разнообразия детства, а не его унификации. И эта
стратегическая установка должна найти свое воплощение в новом стандарте
как уникальном соглашении, нацеленным на поддержку детства, между семьей
и государством.
Особо подчеркну, что у многих вызывает аллергию сам термин
«стандарт», когда заходит речь о детстве. Но мы не говорим
об унификации, обезличивании детей, мы говорим о выработке гарантий
государства в вопросах поддержки семьи и гарантий общества, которое
хочет, чтобы в российском обществе росли дети культуры достоинства, а не
дети риска.
— К слову, есть ли риски при разработке стандарта?
— Риски есть, и созданная министерством группа с самого начала это
отчетливо понимает. Риск номер один — создать программы и стандарты
развития детства по образу и подобию программ развития школы, грубо
говоря — «натянуть» школьную жизнь на дошкольную. Смею заверить, что
ни уроков, ни ЕГЭ в дошкольном детстве не будет. Говорить об экзаменах
или о переносе урочной системы в дошкольное детство — в буквальном
смысле сумасшествие.
Мы утверждаем, что не ребенок должен готовиться к школе, а школа
должна готовиться к ребенку. И эту стратегию государственной политики мы
должны воплотить в стандарте, который станет понятным и нужным
для родителей документом, навигатором в мире детства, ориентируясь
на который, родители и воспитатели помогут каждому ребенку приобщиться
к культуре. Ключевая линия дошкольного детства — это приобщение
к ценностям культуры, а не обучение его письму, счету и чтению. И это
приобщение происходит через игру.
Стандарт должен быть нацелен на то, чтобы у ребенка возникла
мотивация к познанию и творчеству, он должен быть направлен на поддержку
любых программ, способствующих формированию личности ребенка
как носителя ценностных установок современного мира. Мы должны
учитывать, что дети приобщаются к миру в эпоху информационного взрыва —
информатизации, виртуальной реальности. Нужно сделать так, чтобы, играя
в компьютерные игры, они не заигрались, чтобы они продолжали общаться
с нами, взрослыми, и со своими сверстниками, а не только с виртуальными
героями.
— Кто из экспертов играет ключевую роль в разработке стандарта?
— Авторами нового стандарта будут все те, кто через широкое
обсуждение — в интернете, в СМИ, в социальных сетях — скажет свое слово
о том, каким он хочет видеть мир детства в XXI в нашей стране. А рабочая
группа, созданная при министерстве, готовит лишь первоначальный проект
документа, но не для того, чтобы быстро его принять и утвердить, а чтобы
вынести его на обсуждение тех, кто заинтересован в детстве. Без
открытого обсуждения, в котором сможет принять участие каждый человек,
подобный стандарт не родится.
— Как не повторить ошибок, совершенных разработчиками школьных стандартов второго поколения?
— У членов нашей рабочей группы есть уникальная особенность: они
обучаемы. Поэтому, готовя проект для обсуждения, мы, конечно же, учтем
те сложности, которые возникли при подготовке стандартов для школы.
Стандарт дошкольного детства будет написан понятным языком, то есть
понимаемым и принимаемым, а не таким, для понимания которого нужно
обложиться многотомными словарями. Но одновременно этот язык будет
отвечать адекватным и корректным законам современного нормотворчества.
— Что, на ваш взгляд, должно измениться в дошкольном образовании после принятия стандарта?
— Родители и педагоги поймут, как прийти к тому, чтобы ребенок
приобрел веру в себя и в тот мир, в котором он живет. Это не пустые
слова. Ведь ребенок, который с детства испытывает базовое недоверие
к миру, рано или поздно может стать невротиком. А невротик — этот тот,
кто не доиграл в детстве.
По сути дела, принятие стандарта приведет к еще более резкому росту
социального статуса детства. А это значит, что возрастет социальный
статус, прежде всего, самих детей, их семей, дошкольных учреждений,
а также воспитателей — и по уровню профессиональной компетентности, и по
финансовому уровню. Детство нашей стране обойдется недешево — государственная политика в части финансирования детства также найдет свое отражение в стандарте.
По материалам РИА Новости