обновление 05.03.2014 года
Советы
врача
Школьные
нагрузки. Как учиться на отлично и сохранить здоровье?
Во время школьной диспансеризации все
внимание врачей направлено на выявление грубой патологии. А вот давать советы
родителям в целом здоровых детей – за эту работу специалисты чаще всего не
берутся, несмотря на то, что профилактика, как известно, – это основа основ
здравоохранения. Специалисты «Центра
традиционного акушерства и семейной медицины» отвечают на вопросы тех мам и
пап, которые стремятся сохранить здоровье детей, весьма успешно обучающихся в
начальной школе и на дополнительных занятиях.
Совет 1. Почему ребенок
часто болеет, хотя летом у него все в порядке со здоровьем?
(Отвечает врач-педиатр ЦТА Красовская Мария)
Иммунный сбой в
осеннее-зимне-весенний период, увы, практически норма для учеников начальной
школы. В этом состоянии «виновны» не одна, а целый комплекс причин.
Во-первых, на иммунитет ребенка в детском коллективе
нападает большее число различных инфекций.
Во-вторых, учебный год – это повышенные нервно-психические
нагрузки, которые также способствуют снижению иммунитета.
В-третьих, во время учебного года дети нередко ведут не
самый здоровый образ жизни: мало спят, нерационально питаются, мало двигаются.
Что же предпринять
родителям, если их дети начинают болеть слишком часто?
Прежде всего, нужно
понять, что перед нами: «простуда», аллергия или хроническое заболевание.
Ребенок, у которого насморк практически не проходит, требует пристального
внимания хорошего педиатра или лор-врача. Постоянная заложенность носа – это не
только провокация дальнейших хронических болезней, но и гипоксия (нехватка
кислорода), в результате которой у ребенка повышается утомляемость, а в особо
тяжелых нелеченных случаях могут пострадать внутренние органы. Так что не стоит
самостоятельно разбираться с насморком, который тянется два и больше месяцев –
нужен врач. Во многих случаях вашему ребенку сможет помочь врач-гомеопат.
Второе, не менее
важное, ребенку нужно установить режим дня. Это значит, что ученик начальной
школы должен спать не менее 9 часов в сутки, крайне желательно, чтобы он
ложился и вставал в одно и то же время и в будние дни, и на выходных. К
режимному моменту также относится и смена рода деятельности. Если ребенок сидит
за партой, затем сидит за обеденным столом, потом за письменным, следом перед
телевизором, а потом ложится спать, то он рискует довольно быстро растерять
запас здоровья. Чередуйте физическую и умственную работу ребенка. После школы
важна прогулка, после выполнения домашнего задания – спортивная секция и т.п.
И не забудьте о правильном питании. Своими силами, при
помощи школьной столовой, с помощью няни или бабушки – организуйте регулярное
питание здоровой пищей. Регулярное – это значит завтрак, второй завтрак (в
школе), обед, ужин. Здоровое – это значит, что в
рационе ребенка должно быть как можно меньше пустых
углеводов (булочки и т.п.) и сладкого и как можно больше овощей, фруктов,
нежирного мяса, птицы, рыбы.
Ребенок, который ведет здоровый образ жизни, с легкостью
справится с интеллектуальными задачами.
Совет 2. Как понять, что
ребенок устает, и как ему можно помочь?
(Отвечает
психолог ЦТА Ашихина Анастасия)
Родители нередко не могут вовремя заметить
того, что ребенок перегружен занятиями. Причина такой невнимательности – и
родительские амбиции, и неумение заметить разницу между интеллектуальным
потенциалом и способностью выкладываться по школьным требованием, и нежелание
самих детей ударить в грязь лицом перед родителями.
Вот признаки, которые говорят о том, что
нагрузки для ребенка чрезмерны:
У
ребенка появились навязчивые движения (грызет ногти, теребит что-то, кусает
губы и т.п.).
Ребенок
плохо спит, плохо засыпает, просыпается в слезах.
Ребенок
стал плаксивым или проявляет агрессию, которой раньше не наблюдалось.
Ребенок
чаще болеет, чем обычно.
У
ребенка появились аллергические реакции, проблемы со стулом или
мочеиспусканием.
Ребенок
жалуется на слабость и головные боли.
Все эти симптомы говорят о том, что
адаптационные возможности ребенка на пределе, что ему сложно справиться с психо-эмоциональной
нагрузкой, которую на него возлагает школа. Даже ребенок, у которого нет
интеллектуальных затруднений, может перенапрячься в школе по массе причин:
Личный
конфликт с педагогом или школьным коллективом.
Слабые
навыки самоорганизации, которые требуют больших энергозатрат на организацию
учебной деятельности.
Проблемы
с режимом дня и чередованием нагрузки.
Если
родителям не удается понять, в чем причина, стоит обратиться к специалистам.
Педиатр оценит состояние здоровья ребенка, а психолог разберется в том, какие
трудности возникают у него в школе. Скорее всего, организующая помощь и
эмоциональная поддержка помогут решить проблему.
Совет 3. Мне
кажется, что ребенок постоянно криво сидит на стуле и неуклюже двигается. Что с
этим можно сделать?
(Отвечает
врач-остеопат ЦТА Малеванный Александр)
Прежде всего, нужно убедиться, что ребенок
достаточно играет в подвижные игры, чередует физическую и интеллектуальную
работу, занимается спортом. Если с этим аспектом режима дня все в порядке, то
следует выяснить, почему у него возникают спазмы мышц, которые приводят к
искривлению позвоночника и скованностью в движениях.
К сожалению, определенный дисбаланс может
возникнуть как при недостатке физической нагрузки, так и при избытке, например,
при перенапряжении определенных групп мышц у юных спортсменов. Причина спазмов
может крыться в психологическом стрессе: ребенок по каким-то причинам не может
«расправить плечи» в прямом смысле слова! Иногда проявляют себя врожденные
неврологические заболевания: нередко нам кажется, что мы скомпенсировали
повышенный тонус, врожденный парез и т.п., но стоило ребенку сесть за парту,
как дисбаланс вновь проявил себя.
Что же делать? Прежде всего, нужно поговорить
с хорошим педиатром, провести комплексную оценку физического развития ребенка и
подобрать ему режим регулярных физических нагрузок: лфк, любительская
спортивная секция, профессиональный спорт и т.п. Затем регулярно нужно посещать
врача-остеопата для коррекции
спазмированных мышц, а также психолога, если спазмы вызваны стрессом или
психоэмоциональными школьными перегрузками. Работа должна вестись во всех
направлениях, поскольку проблема – комплексная. Простые требования «не
сутулься!» для ребенка со спазмами мышц – невыполнимы. А без должного лечения
все эти симптомы могут привести к серьезной деформации опорно-двигательного
аппарата.
Совет 4. Как настроить первоклассника на успешную
учебу?
(Советует психолог ЦТА Ашихина Анастасия)
Здоровье ребенка во
многом зависит от того, насколько успешным и благополучным он себя ощущает. В
начальной школе – ему очень важны его школьные результаты и отношение родителей
к его усилиям. Вот о чем вам стоит помнить, если вы хотите, чтобы ребенок
чувствовал желание идти в школу и ощущал психологическую защиту в семье.
Начинайте утро с чего-то хорошего – вкусного завтрака,
приятного разговора. Рассказывайте ребенку истории про то время, когда вы сами
были школьниками, как вы собирались по утрам (тоже не всегда бодро и быстро),
провожал вас кто-то или нет. Постарайтесь не ругаться и не раздражаться, если
детка собирается медленно, лучше придумайте что-то вроде конкурса – кто успеет
собраться за 20 минут – получит приз! Пусть утро заряжает хорошим настроением!
Интересуйтесь школьной жизнью ребенка, расспрашивайте его о
школьных делах – уроках, переменках, о школьных друзьях и не расстраивайтесь,
если он не будет рассказывать много. Это как раз нормально, ему надо научиться
описывать, обобщать и облекать в слова свой новый опыт.
Если у учителя есть претензии к вашему ребенку, не
объединяйтесь с ним против малыша ни мысленно, ни эмоционально. Даже если ваш
ребенок действительно набедокурил. С учителем, конечно, спорить не нужно. Все
выслушайте, уясните для себя точку зрения учителя, а с ребенком поговорите
дома. Помните, у него дома должен быть надежный тыл, место, где он может
отдохнуть душой и набраться сил.
Очень важно объяснить первокласснику (а заодно и хорошенько
усвоить это родителю), что не надо бояться ошибок, что ошибки – это хорошо!
Ошибки всегда и все совершали и совершают, и здорово уметь учиться у ошибок,
уметь анализировать причины ошибок. Можно почаще повторять такие крылатые
фразы, как «Не ошибается тот, кто ничего не делает», «Успех радует, а ошибка
учит», «Умный не стремится избегать ошибок, но стремится исправить их».
Чаще хвалите ребенка и верьте в него! Отмечайте все его
успехи, даже самые маленькие. Пусть ребенок растет с ощущением, что всё у него
обязательно получится, что все трудности преодолимы. Чтобы ребенок рос успешным
и уверенным в себе, важно, чтоб вокруг него звучало много разнообразной
позитивной лексики, а не только «молодец» и «хорошо». «Сегодня ты повел себя
очень смело», «Знаешь, а ведь ты совершил такой благородный поступок», «Дорогой
мой, ты так мудро ответил на этот вопрос», «Надо же как здорово и быстро ты
научился это делать» – пусть похвалы будет много и разной.
Пусть в жизни ребенка будет что-то интересное, приятное и
увлекательное, что не связано ни со школой, ни с семьей. Прекрасно какое угодно
хобби – катание на роликах, коньках или лыжах, рисование, шахматы или
фотография. Пусть даже увлечения меняются – лишь бы они были. Ради того, чтобы
заняться своим собственным интересным делом, ребенок научится концентрироваться
и делать уроки гораздо быстрее.
|